На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Медиарупор

301 подписчик

Почему Саакашвили не стал Уго Чавесом?

 

Уходящий президент Грузии Михаил Саакашвили обрушился с трибуны Генассамблеи ООН на Россию, обвинив ее в давлении на соседние страны с целью воспрепятствования их дальнейшей интеграции с ЕС. Данная тематика сегодня особенно актуальна в связи с внешнеполитическими проблемами Украины и в контексте заявления президента Армении Сержа Саргсяна о намерении Еревана присоединиться к Таможенному союзу России, Казахстана и Белоруссии.

Фото: РСН

 

Грузинский президент с трибуны ООН фактически от имени Армении заявил, что геополитический выбор Еревана стал результатом давления со стороны России. О том же говорят отдельные чиновники Евросоюза, ожидавшие, что армянская сторона на саммите "Восточного партнерства" в Вильнюсе в конце осени 2013 года парафирует документы в пользу политической ассоциации с ЕС. Им вторит прозападная оппозиция внутри Армении.

 

Саакашвили заявил: "Вы думаете, что Владимир Путин является сторонником окончательного триумфа Армении над Азербайджаном? Нет. Это приведет к тому, что Армения будет слишком сильной и будет слишком независимой. Думаете ли вы, что Москва хочет, чтобы Баку взял верх над Ереваном? Конечно, нет. Текущая модернизация Азербайджана является кошмаром для российских лидеров, и здесь не может быть никаких разговоров, ведь речь идет о возможном вступлении в Европейское общее пространство. Армения загнана в угол, Молдавия подвергается блокаде, Украина находится под ударом, Азербайджан подвергается гигантскому давлению, а Грузия оккупирована... Почему? Потому что старая Империя пытается вернуться к своим утраченным границам. Но "границы" неправильное слово, так как эта Империя - будь то Российская империя, Советский союз, Российская Федерация или Евразийский союз - никогда не имела границ. У нее была лишь периферия".

 

Данную тираду Саакашвили стоило бы разобрать и тщательно проанализировать попунктно, если бы он произнес ее на заре своей политической карьеры. Его популизм уже привел Грузию к мягко говоря неоднозначным последствиям, а его самого вывел из разряда серьезных политических деятелей. В том числе, в глазах Запада. Тем не менее, исходя из актуальности поднятой темы, попробуем разобраться, на основе чего строит свою пропагандистскую риторику уходящий президент Грузии.

 

Перспективы Армении и Азербайджана, а также возможность "триумфа" одной из сторон нагорно-карабахского конфликта (а именно в контексте этой проблемы комментирует политику Москвы в регионе Саакашвили) весьма волнуют Тбилиси. Вообще, комплекс армяно-турецких и армяно-азербайджанских проблем просто предопределяет выгодную позицию Грузии в регионе. Карабахская проблема при этом остается ключевым фактором, влияющим на баланс сил в Закавказье. Пока Армения и Азербайджан сдерживали друг друга, Грузия получила карт-бланш на региональное лидерство, которое Саакашвили с успехом профукал, начав войну с Россией.

 

Грузинский президент уже неоднократно позволял себе оценки в отношении Армении. Однажды он прямо заявил о том, что армянское руководство, взаимодействуя с Россией, осуществляет неверную экономическую политику, чем вызвал недоумение в Ереване. Тональность последнего заявления Саакашвили о "слишком сильной" и "слишком независимой" Армении свидетельствует о том, что такая перспектива больше страшит самого уходящего президента Грузии, нежели кого-либо в России. Успех дружественной России Армении стал бы лишним доказательством ошибочности внешнего курса Саакашвили.

 

Что же это был за курс? Саакашвили последовательно развивал политику превращения Грузии в транзитный коридор между Азербайджаном и Турцией, надеясь в перспективе перетянуть на себя и транзит среднеазиатских энергоресурсов. Собственно говоря, данная стратегия была выработана не им самим, а заинтересованными силами на Западе. В этой логике региональная изоляция Армении лишь нарастала параллельно транзитно-тарифному диктату Тбилиси. Что и позволяло Западу успешно перетягивать Ереван на свою сторону. С другой стороны, Грузия выступала в качестве эффективного буфера, сдерживающего закавказскую политику Москвы.

 

Новое грузинское руководство в лице премьер-министра Бидзины Иванишвили предложило в корне иной подход к региональной политике. Шаги нового грузинского правительства, направленные на восстановление торгово-экономических отношений с Россией, призваны вернуть Грузии естественную позицию регионального перекрестка, связывающего не только Азербайджан с Турцией, но и Россию с Арменией и далее по сухопутному пути с Ираном (Ереван и Москва ведут переговоры по поводу строительства железной дороги Армения-Иран). Стоит вспомнить, что Иванишвили открыто назвал армянскую внешнеполитическую модель взаимодополнения, а не взаимоисключения интересов внешних сил - примером для Грузии. С целью активизации торгово-экономического, а в итоге и политического направления "Север-Юг", грузинский премьер выразил готовность Тбилиси обсуждать возможность разблокирования Абхазской железной дороги. В свою очередь Москва сняла эмбарго с грузинских товаров.

 

Со вступлением Армении в Таможенный союз в закавказском регионе возникает новая реальность. Грузия получает возможность влиться в единое таможенное пространстве, окружающее ее с юга и севера. Но не это главное. Только в этом пространстве Тбилиси получит возможность хоть как-то сообщаться с Абхазией и Южной Осетией, строить нормальные торговые отношения с соседними государствами. В этом случае и Армения, вопреки утверждению Саакашвили с трибуны Генассамбели ООН, получает шанс как раз на выход из тупика, а не наоборот.

 

Что касается Азербайджана, то, насколько можно понять по динамике развития и модернизации этой страны, никакого особого влияния, тем более негативного, Россия на этот процесс не осуществляла и осуществлять не могла. Баку плотно сотрудничает с ведущими энергетическими компаниями мира, развивает тесное политическое взаимодействие с Турцией. Обладая богатыми нефтегазовыми ресурсами, Азербайджан стал крупнейшим игроком в Закавказье, не только не нуждающимся в защите Саакашвили, но и непосредственным образом влияющим на социально-экономическую ситуацию в самой Грузии. Удел уходящего президента Грузии в такой ситуации - быть личным лоббистом Ильхама Алиева, хотя сомнительно, чтобы азербайджанский президент заказывал такие услуги.

 

Баку присоединился к Движению неприсоединения, в своей внешней политике предпочитая нейтралитет, в том числе и касательно различных интеграционных сценариев. Показательно, что на саммите "Восточного партнерства" в Вильнюсе азербайджанская сторона ничего подписывать или парафировать не собирается. При этом, последние визиты в Баку руководителя "Роснефти" Игоря Сечина, а затем и самого президента России Владимира Путина продемонстрировали наличие двусторонних интересов во многих сферах, в том числе и важнейшей - нефтегазовой. Продолжающийся партнерский диалог Москвы с Баку - дополнительный раздражитель для Саакашвили.

 

Грузино-украинские отношения, достигшие апогея близости в период правления Ющенко на Украине, пребывают в пассивном состоянии. Прагматичная власть Януковича понимает, что Грузия в реальности ей помочь ничем не может. Украина - важнейший участок конкуренции между Россией и ЕС и, очевидно, Москва будет делать все возможное для защиты здесь своих интересов. Этого Саакашвили не понимать не может. Последствия столкновения интересов глобальных игроков для Украины могут быть любыми, вплоть до изменения государственных границ, как это произошло с Грузией. Произошло в результате войны, которую начал Саакашвили, наивно полагая, что Россия не станет ввязываться в вооруженный конфликт с сателлитом США и пожертвует собственными гражданами и стратегическими интересами.

 

Сегодня Саакашвили, а с ним и новая грузинская власть удивляются, почему же на месте бывшей административной границы возводится граница государственная. И почему эта новая государственная граница проходит местами не там, куда грузинские политики передвинули административную уже в период независимой грузинской государственности. Перед новой властью в Грузии, выразившей намерение восстановить отношения с Россией, стоит колоссальная проблема, которую родил никто иной, как Саакашвили. Решение этой проблемы видится только в поиске взаимной интеграции Грузии и России с включением в этот механизм Абхазии и Южной Осетии. Никаких реальных препятствий для такого сближения в настоящее время не существует. Это - поствоенная реальность, изменить которую может только новая война.

 

 

Возвращаясь к выступлению Саакашвили на Генассамблее ООН, вызвавшему бойкот со стороны российской делегации. Похожие по пафосу речи произносили с этой трибуны многие мировые политики. Выступления экс-президента Ирана Махмуда Ахмадинежада или покойного Уго Чавеса, обвинявших Израиль и США примерно в том же, в чем обвинил Россию Саакашвили, вызывали бурные обсуждения и протесты. Но между Чавесом и Саакашвили - одна большая разница. Первый реально сопротивлялся американской Империи, а второй - служил ей в ущерб своей собственной стране. Именно поэтому Саакашвили никогда не станет Чавесом и заявления его останутся легковесной пропагандой.

 

Виктор Якубян - эксперт ИА REGNUM по проблемам Закавказья

 

Картина дня

наверх