На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Медиарупор

301 подписчик

Стрельба в московской школе: кто виноват и что делать?

Старшекласснику московской школы №263, устроившему 3 февраля стрельбу, предъявлено официальное обвинение сразу по нескольким статьям Уголовного кодекса РФ (захват заложников, убийство двух лиц по причине служебной деятельности и покушение на убийство). Подростку грозит до 10 лет тюремного заключения. СМИ, правоохранительные органы, общественные организации, психологи и политики пытаются разобраться в причинах случившегося и найти средства для предотвращения подобных происшествия в будущем, однако пока вопросов больше, чем ответов, сообщает корреспондент ИА REGNUM.

Кто виноват?

Сразу после трагедии, унесшей жизни двух человек - учителя и полицейского, в центре внимания общественности оказались два вопроса: как осталось незамеченным душевное состояние мальчика, взявшегося за оружие, и что должны были сделать правоохранительные органы и служба безопасности школы?

По мнению подросткового психолога Гюзель Фертцер, штатный психолог вряд ли мог предотвратить трагедию. "Функции школьного психолога несколько ограничены, старшеклассники - это отдельная группа, они трудно подпускают к себе психолога, - заявила она корреспонденту ИА REGNUM, - когда очевидно, что все не в порядке с ребенком, тогда школьный психолог может обратить внимание, подумать об этом, предотвратить ситуацию. Если ребенок ходит в школу тихо, мирно, замкнут, никакого социально нездорового поведения не проявляет, тогда очень трудно это выявить".

Впрочем, считает уполномоченный по правам ребенка в Москве Евгений Бунимович, даже если бы школьный психолог заметил проблемы в поведении подростка, ничего сделать он бы с этим не смог: ему некуда обращаться дальше. "Эта линия не выстроена, ее просто не существует", - завил омбудсмен. Он также обратил внимание на разобщенность различных служб, занимающихся подростками: "Сегодня мы слышим, с одной стороны, от МВД о грабежах, с другой стороны, мы говорим с коллегами о первой любви, этого совмещения нет вообще: одни по грабежам, другие - по первой любви". В этой ситуации, считает Бунимович, никто не мог заметить признаков надвигающейся трагедии. По его мнению, с детьми надо больше разговаривать, а не "доводить до их сведения", что такое хорошо, а что такое плохо.

По словам одноклассников "стрелка", никакой агрессии в отношении окружающих, в том числе застреленного им учителя, он не проявлял, учился хорошо и с увлечением. Однако именно учеба могла стать причиной нервного срыва, считает начальник управления организации деятельности участковых уполномоченных полиции и подразделений по делам несовершеннолетних ГУВД Москвы Михаил Павличук: "Его заставляли больше работать, учиться и идти на золотую медаль, его "заучили". Он также отметил, что старшеклассник вырос в благополучной семье, ни на каких учетах не состоял и вообще относился к категории, с которой полиция работает меньше всего.

Правоохранительные органы, комментируя случившееся, вообще не склонны брать на себя ответственность не только за причины, но и за последствия стрельбы в школе №263. Как заявил заместитель начальника главного управления по обеспечению общественного порядка МВД России Алексей Кожевин, полиция не сможет обеспечить охрану школ, даже если ее к этому обяжут законодательно: "Правительство Москвы вынесло постановление, чтобы мы, полиция, охраняли все школы. Мы физически не можем этого сделать, у нас сейчас на олимпиаде задействовано более 37 тысяч личного состава от всех субъектов".

Что делать?

Заместитель председателя комиссии Общественной палаты РФ по проблемам безопасности граждан Ольга Костина считает, что искать решение проблемы следует вне компетенции силовых структур. "Правоохранители не обязаны воспитывать наших детей", - заявила она в ходе внеочередного заседания комиссии по проблемам безопасности граждан и взаимодействию с системой судебно-правоохранительных органов Общественной палаты РФ.

По мнению Костиной, необходимо менять отношение граждан к своему психическому здоровью. "Ведь у нас поход к психиатру, психотерапевту - это признак болезни, - отметила она. - Во всем мире это признак здоровья и заботы и о здоровье, а в нашей стране это признак расстройства, это страх попасть на учет и поставить туда всего ребенка".

Костина сообщила о намерении Общественной палаты РФ обратиться в Совет Безопасности с просьбой оказать содействие в организации слаженной работы различных ведомств, отвечающих за работу с подростками. "Нам нужен толчок с очень большого уровня, у нас есть положительный опыт работы с Совбезом, - заявила она. - Если мы так и будем продолжать "трясти за грудки" МВД, ФСИН Российской Федерации, ничего из этой истории не выйдет, мы будем жить от убийства к убийству, от случая к случаю". Член ОП считает, что необходимо "выстроить систему профилактики на уровне общественно-государственных структур неправоохранительного характера", а также включить состояние воспитательной работы в число критериев оценки школ наряду с результатами ЕГЭ и ГИА.

Представители МВД уверены, что подростков надо строже карать за правонарушения, чтобы у них возникло понимание неотвратимости наказания. Начальник Главного управления по обеспечению охраны общественного порядка и координации взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (ГУОООП) МВД России Юрий Демидов отметил в этой связи, что в отношении несовершеннолетних неоправданно часто применяется ст. 76 УК РФ (Освобождение от уголовной ответственности в связи с примирением с потерпевшим), реже - условное осуждение или обязательные работы. "МВД констатирует, что эти меры наказания в ряде случаев не приводят к прекращению противоправной деятельности несовершеннолетних лиц, в данном правовом статусе они вновь совершают преступления", - заявил Демидов. Он считает, что необходимо строже наказывать малолетних правонарушителей, используя, например, обязательные работы: "Причинив вред конкретным людям, общественным отношениям, несовершеннолетний должен его исправлять своим трудом".

Пока ведется следствие, власти Москвы инициировали ряд проверок, в частности, мэр столицы Сергей Собянин поручил провести переаттестацию всех школьных психологов в городе. Кроме того, прокуратура Москвы проводит внеплановую проверку учебных учреждений. Как рассказали "Известиям" представители ведомства, даже предварительные результаты ревизии говорят о многочисленных дырах в системе безопасности проверенных школ: от неработающих тревожных кнопок до наглухо закрытых аварийных выходов, через которые школьники должны покинуть здание в случае ЧП. В связи с этим будут приняты меры прокурорского реагирования.

Депутат Госдумы Владимир Бурматов отметил, что выявленные прокуратурой Москвы прорехи в системе безопасности московских школ, являются свидетельством недоработок со стороны Министерства образования и науки РФ и регионального ведомства. По его мнению, необходимы аналогичные проверки и в других регионах России, причем не только в областных центрах, но и в районах: "К сожалению, следует признать, что от подобных той, что мы наблюдали в школе № 263, выходок не застрахована ни одна школа. А значит, готовыми должны быть все образовательные учреждения. Исходя из опыта посещения школ следует признать, что качество системы безопасности в них, как правило, оставляет желать лучшего. Речь, в первую очередь, идет о состоянии и работоспособности так называемых "тревожных кнопок", которыми в ряде случаев не пользовались ни разу с момента их установки, в том числе не проверяли их работоспособность и не продляли договоры с охранными структурами по реагированию на сигнал с этих кнопок. Во-вторых, это, безусловно, качество охраны и квалификация тех охранников которые дежурят в школах, поскольку зачастую это люди, весьма условно обладающие соответствующими навыками и не способные к адекватным действиям в экстремальных ситуациях. В-третьих, это система эвакуации школьников, которая, как правило, также находится в ненадлежащем состоянии".

Напомним, 3 февраля 2014 года старшеклассник, вооруженный охотничьим карабином и малокалиберной винтовкой, пришел в школу №263 на севере Москвы, и, угрожая оружием охраннику, ворвался в кабинет географии, где совершил убийство учителя Андрея Кириллова и взял в заложники 29 учеников своего класса. Охранник сумел вызвать сотрудников полиции, нажав "тревожную кнопку". Полицейские попытались задержать подростка, однако он открыл по ним огонь. Один из стражей порядка - прапорщик полиции Сергей Бушуев - погиб, еще один получил ранение. На место происшествия прибыли министр внутренних дел Владимир Колокольцев, министр образования Дмитрий Ливанов и глава Следственного комитета РФ Александр Бастрыкин. Старшеклассник был арестован после того, как в школу приехал его отец и уговорил сына отпустить заложников и сдаться.

 

14 февраля ему было предъявлено обвинение. Как сообщил журналистам официальный представитель СК РФ Владимир Маркин, "он обвиняется в совершении преступлений, предусмотренных ч. 2 ст. 105, ч. 3 ст. 30 и ч.2 ст. 105, ч. 4 ст. 206 УК РФ (убийство двух лиц, в связи с осуществлением лицом своей служебной деятельности, покушение на убийство, захват заложников)". В общей сложности подростку грозит до десяти лет лишения свободы, если психиатрическая экспертиза признает его вменяемым в момент совершения притупления.

Картина дня

наверх