На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Медиарупор

302 подписчика

ПОХОДЯ, ВЫСМОРКАЛИСЬ

16 марта с.г.  праволиберальная  радиостанция «Эхо Москвы» не преминула скабрезно  откликнуться на сообщение о смерти  советского и российского писателя Валентина Георгиевича Распутина. На  двух - санкт-петербургской и  московской-  вещательных студиях, в программе «Особое  мнение», по наводке радиоведущих, эту скорбную тему затронули  «приглашённые гости».                  С небольшим по времени интервалом  ( в Петербурге в 11:07 час., в Москве -17:08 час.)» европеизированный  писатель Виктор Ерофеев и  журналист из северной столицы Александр Невзоров в сниходительно- развязном тоне  высказались о личности и творчестве В.Г.Распутина, при жизни ставшим  классиком отечественной литературы.

Виктор Ерофеев — член Русского ПЕН-центра. кавалер французских Ордена Искусств и литературы и Ордена Почетного легиона, автор и ведущий телепрограммы «Апокриф» (телеканал «Культура»(1998-2011гг.). Цитируем высказанное им на «Эхо Москвы» его частное мнение: «Распутин стартовал интересно и любил Достоевского и Бунина, но ни Бунина, ни Достоевского из него не получилось. Получился такой «деревенщник». Кстати говоря, тогда идеология «деревенщика» была очень нужна – 70-е годы. И мы хотя уже их не любили, но признавали их авторитет». Из всего литературного наследия В.Распутина эссеист Ерофеев выделил лишь небольшой рассказ «Уроки французского». С его слов, рассказ привлёк его внимание последним словом своего заглавия. Он прочёл его только потому, что его отец был у И.В.Сталина переводчиком с французского языка. Похоже, Виктор Ерофеев не читал или не осилил  литературно зрелые  и самобытные произведения В.Распутина: повести «Живи и помни», «Прощание с Матёрой», «Пожар» и книги  «Дочь Ивана, мать Ивана», « Эти двадцать убийственных лет» (написана вместе с В.Кожемяко). Конечно, Ерофеев не решился полностью отрицать писательскую деятельность последнего из славной когорты национальных прозаиков- «деревенщиков» 1970-2010-х годов.  «Но перед лицом вечности, что можно сказать? Спасибо ему за эти первые вещи, за то, что он отстаивал деревню, за то, что был против коллективизации».

Вместе с тем, Ерофеев зло припомнил свою давнюю обиду на Распутина. Оказывается, в 1979г. тот не заступился за него и его друга, Женю Попова, когда их  « выгоняли из Союза писателей» за организацию в самиздате  неподцензурного альманаха «Метрополь». Теперь на «Эхо  Москвы» Ерофеев не скрывал:  «Было как-то противно все, и так это осталось». «Я думаю, что мы были всегда на противоположных берегах».                                         Напомним, как в 1989г. с трибуны Первого съезда народных депутатов СССР писатель Валентин Распутин произнёс  фразу, объявленную либералами крылатой формулой контрперестройки: «Вам, господа, нужны великие потрясения – нам нужна великая страна!». Тогда он без колебаний повторил высказывание П. А. Столыпина, чья фамилия тогда  тоже была не в чести.

Александр Невзоров - в прошлом креативный репортёр, узнаваемый телеведущий, многолетний депутат Госдумы РФ. Ныне — эксцентричный публицист и воинствующий атеист. В передаче на «Эхо Москвы», в суждениях       о В.Г.Распутине  Александр Глебович  был, как всегда,  нахален  и циничен. Он начал с заявления: «Я, вообще, к литературе человек безразличный». Из этого  следовало, что  о маститом писателе Невзоров знает только то, что тот считался «деревенщиком». Затем  публицист и  по совместительсту  исследователь образа жизни лошадей, сформированного человеком,  произнёс эпитафию целому литературному направлению –советской и российской деревенской прозе ХХ века. Цитируем: «Вспомним эту идеологию, вот эту душную идеологию так называемой деревенщины.…вот это упоение от вынюхивания портянок друг другу, от хождения на фоне ржавого трактора, от описания количества мух в стакане портвейна в избе, и в полной уверенности, что все то и есть та самая духовность. Замечательно, что оно закончилось. Потому что, вообще, деревня уже давно является паразитическим, не менее, кстати, затратным, чем армия или церковь, образованием, но деревня не производит вообще ничего и ничего не делает, и является только таким концентратором и очагом алкоголизма, невежества». Здесь, Невзоров, видимо, увидел в глазах тклеведущей недоумение от явного перехлёста собственной  рефлексии  городского жителя-фрондёра. Он попытался неуклюже вывернуться из  скверной ситуации. Закончил свой  неумный спич словами: «Сказанное не имеет ни малейшего отношения к личности, вероятно, чрезвычайно уважаемого и дорого для кого-то писателя».

 Вот таким бессовестным образом, радиостанция «Эхо Москвы» и «просвещённые интеллигенты» Ерофеев - Невзоров, как бы походя, отсморкались в сторону покойного В.Г.Распутина. Однако, им не удастся исказить чистый нравственный  облик и принизить художественное  значение литературного творчества нашего выдающегося  современника, великого мастера деревенской прозы России.

«Деревенщик» Валентин Распутин не вступал в конфронтацию с советской и российской властью, но его моральные и эстетические пристрастия были ясными и твёрдыми. Он скептически относился к интернационализму, находил индустриализацию и урбанизацию села разрушительными, считал  городскую цивилизацию безнравственной. Осуждал бывших крестьян, подавшихся в город за лучшей жизнью, и видел идеал устойчивости «малой родины» в деревенских старухах, безропотно сносивших непосильный труд и бедность, а теперь доживавших век на опустевшей и пришедшей в упадок земле. Распутин умело владел  богатым на сюжетные повороты  и душевные нюансы литературным по форме и народным  по сути русским языком.

Товарищи и друзья по писательскому труду Валентина Григорьевича Распутина утверждают, что литературное звание «деревенщик России», сначала популярное, потом уничижительное, он всегда носил с отвагой и гордостью. Его место в отечественной литературе более содержательно и  точно - «нравственник»! – определил корифей русской литературной словесности Александр Исаевич Солженицын. Ведь не  с ветру, ещё в 2000г. Валентин Георгиевич стал одним из первых лауреатов престижной литературной Солженицынской премии. Ему она присуждена: «За пронзительное выражение поэзии и трагедии народной жизни, в сращённости с русской природой и речью; душевность и целомудрие в воскрешении добрых начал». В 2010г. Союз писателей России выдвигал кандидатуру Валентина Распутина на присуждение Нобелевской премии по литературе.

 

PS. А  чем отличились  продвинутые «образованцы», приглашённые на днях на «Эхо Москвы»?!

Виктор Ерофеев в январе 2014г.  участвовал в скандальном эфире программы «Дилетанты» на телеканале «Дождь». Тогда он утверждал, что в ноябре 1941г. Ленинград нужно было сдать немецким войскам.

Александр Невзоров  в марте 2014г. назвал «мародерством» воссоединение Крыма с Россией. С той поры он поддерживает армию украинского правительства в борьбе против ополченцев юга-востока Украины.

Картина дня

наверх